В море на борту парусного судна наибольшую опасность представляет падение человека за борт.
Степень угрозы жизни человека за бортом зависит от условий.
В светлое время суток, при несильных ветре и волне, если падение человека было своевременно замечено, если человек был одет в спасательный жилет то, скорее всего, он будет благополучно спасен. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то существует реальная угроза жизни.
Если человек выпал в штормовую погоду, в темное время суток, не был одет в спасательный жилет, то спасти его может только чудо.
Поэтому каждый член экипажа должен твердо знать и уметь выполнять первоочередные действия при падении человека за борт.
Немедленные действия:
- Спасательный круг, жилеты – выбрасываются за борт.
- Снижается скорость яхты до минимальной – приводимся.
- Назначается наблюдатель.
- Отмечается точка падения на приборах – функция MOB.
Тревога «Человек за бортом!» («Man overboard!», MOB) объявляется немедленно при падении человека за борт, что подразумевает аврал «Все наверх!».
Рулевой или кто находится ближе к спасательным средствам (круг с буйком, сигнальная веха и др.) бросает их по возможности ближе к упавшему.
Первый, кто окажется у картплоттера или радиостанции, активирует аварийную функцию MOB.
Увидевший падение, не спуская глаз с упавшего, занимает безопасное место и не участвует в манёврах и работе с парусами, не сводит с упавшего глаз, указывает рукой направление на упавшего и громко сообщает предполагаемое расстояние до него.
Свободные от работы с парусами готовят дополнительное оборудование для подъёма упавшего на борт (отпорный крюк, концы, спасательный круг с концом, тали и т.д.).
Дальнейшие действия производятся в зависимости от ситуации согласно поступающим командам.