Экспедиция
Экспедиция является частью проекта «Атлас исторических объектов долговременной фортификации, расположенных в Ленинградской области и Санкт-Петербурге», реализуемом Ленинградским областным отделением Русского географического общества (РГО).
Целью проекта является создание первого Атласа исторических объектов долговременной фортификации, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и одноименной общедоступной электронной информационной системы (на сайте lenfort.ru). Работы будут проведены на объектах финской фортификации, сооруженных по берегам р. Свирь в 1941-1944 гг.
Плавание
Плавание происходит по Волго-Балтийскому и Беломорско-Онежскому бассейнам внутренних водных путей. Протяженность маршрута — 900 км. Продолжительность плавания — 8 суток.
Маршрут: Санкт-Петербург — река Нева — Ладожское озеро — река Свирь — Онежское озеро — Беломорско-Балтийский канал — Белое море.
Плавание крейсерское. Переходы как дневные, так и ночные. Предстоит пройти 21 шлюз — 2 на реке Свирь и 19 шлюзов в Беломорско-Балтийском канале.
Плавание может быть зачтено в качестве Квалификационного плавания обучающимися или повышающими квалификацию по различным системам обучения — российским (ГИМС, Минтранс) и международным (IYT, RYA, и др.)
Квалификационное плавание – плавание, которое может быть зачтено в качестве стажа плавания для повышения судоводительской квалификации.
Например, для получения сертификата IYT International Bareboat Skipper необходим стаж плавания 200 морских миль, Yachtmaster Offshore 1300 морских миль.
Согласно Положению о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов, утв. приказом Минтранса России от 22.10.2009 г. № 185, для получения удостоверения рулевого спортивного парусного судна стаж плавания должен быть не менее 200 морских миль в морских районах и не менее 100 км по внутренним водным путям.
Судно
Плавание проходит на 18-метровой стаксельной шхуне вместимостью 10 чел.
Маршрут
Санкт-Петербург
Разводные мосты – символ и визитная карточка Санкт-Петербурга. Каждый год сотни тысяч туристов приезжают посмотреть на них и встретить белые ночи в центре города.
Начало экспедиции — ночной проход под разведенными мостами в сопровождении лоцманской проводки.
Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Александра Невского Финляндский и Володарский мосты.
Река Нева
Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Ее длина всего 74 км. Но это могучая река. В Ладожское озеро впадает 40 рек, а вытекает одна Нева. Скорость течения в Неве 2,8 — 3,9 км/ч, на Ивановских порогах достигает 12 км/ч, что значительно усложняет судовождение на этом участке.
Крепость Орешек (в русских летописях город Орехов; фин. Pähkinälinna; швед. Nöteborg) — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбурга. Основана в 1323 году новгородцами, с 1612 по 1702 год принадлежала Швеции.
Ладожское озеро
Ладожское озеро (в древности Нево) — крупнейшее пресноводное озеро в Европе и второе по величине озеро России после Байкала.
Средняя глубина Ладожского озера 50 м. максимальная глубина достигает 230 м.
В озере живут 53 вида рыб, среди которых два редких, внесенных в Красную книгу видов — волховский сиг и атлантический осетр. Осетровый промысел на Ладоге и на реке Волхов, которая впадает в озеро, был прежде очень развит. Он упоминается уже в документах XII–XVI веков. Сегодня популяция осетра в Ладожском озере практически истреблена. Последний случай поимки ценной рыбы зафиксирован в 1984 году. Осетра длиной 1,55 м и весом 26 кг поймали в Волховской губе.
Валаам (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера в составе Валаамского архипелага. На острове расположен Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.
«Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль, по которой во время блокады Ленинграда осуществлялось снабжение войск и гражданского населения.
В периоды навигации перевозки осуществлялись по воде, во время ледостава — по льду.
Часто водителям приходилось управлять машиной … стоя. Рулить одной рукой, устроившись на подножке. Так было больше шансов спастись — выпрыгнуть из грузовика в случае провала льда.
По Дороге жизни с сентября 1941 г. по март 1943 г. было перевезено 1,6 млн. тонн грузов и около 300 тыс. человек для пополнения войск, эвакуировано около 1,376 млн. человек.
Остров Сухо — искусственный насыпной остров размером 90 х 60 м. в 37 километрах к северу от Новой Ладоги.
Для захвата Сухо немцами был разработан план Brasil («Бразилия»). В ночь на 22 октября 1942 года остров был атакован корабельным отрядом из 30 судов.
Немцами были использованы разборные штурмовые десантные баржи Siebel, предназначавшиеся для форсирования Ла-Манша. Они соединялись друг с другом широким помостом, на котором крепились пушки и пулеметы, а также размещались посты управления судном и стрельбой.
Гарнизон вступил в бой. Нападение было обнаружено находившимися в дозоре катером-тральщиком и сторожевым катером, которые атаковали немецкие корабли.
Атака на остров Сухо была отбита, вследствие чего в целом сражение за Ладогу Германией было проиграно. Во многом это способствовало тому, что 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» блокада Ленинграда была окончательно прорвана.
Река Свирь
Свирь (вепсский Сювар; карельский и финский Сивари) течет на запад от Онежского озера до Ладожского озера, соединяя таким образом два крупнейших озера Европы.
Свирь имеет длину 224 км.
Ширина реки на всём протяжении изменяется от 100 м в узких местах русла до 10—12 км в Ивинском разливе. Скорость течения от 0,5 до 10,6 км/ч.
На реке располагаются Нижне-Свирский и Верхне-Свирский гидроузлы со шлюзами.
Недалеко от истока Свири расположена финская крепость, построенная в годы Великой отечественной войны и получившая название «Вепсский Замок» или «Глаз Россомахи».
Крепость эта намного мощнее, чем любые объекты широко известной Линии Маннергейма. Но при этом — мало кому известна.
Со стороны Свири замок выглядит как гора из местного минерала — диабаза (очень твёрдого и прочного). Внутри он оснащён коридорами, огневыми точками и помещениями.
Из бойниц открывается панорамный вид на Свирь и противоположный берег.
Онежское озеро
Онежское озеро (Онего, вепс. Änine, карел. Oniegu, фин. Ääninen, Äänisjärvi).
Онежское озеро, второй по величине пресноводный водоём в Европе, считается одним из самых чистых в мире. Местные жители черпают воду прямо из озера, используя ее для питья или приготовления пищи без какой-либо обработки. Причина в том, что онежская вода постоянно проходит очистку шунгитовыми породами, которыми выстлано дно озера, из которых состоят острова, самыми крупными из которых являются известные во всём мире — Кижи.
Кижи — остров в Онежском озере. На острове расположен музей традиционной крестьянской культуры Русского Севера, один из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом. В нём собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.
По одной из легенд, церковь Преображения Господня была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую величественную постройку.
Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал (сокращённо Беломорканал, ББК, до 1961 года — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) — канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Общая протяжённость канала — 227 километров. Имеет 19 шлюзов, многие из которых двухкамерные.
Канал начинается у посёлка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера и заканчивается у города Беломорска в Сорокской губе Белого моря.
История
Онежско-Беломорский путь был известен издавна — им пользовались в XVI—XVII веках местные жители, общинники старообрядческой Выгорецкой обители и паломники, идущие к святыням Соловецкого монастыря. В географическом описании России «Книга Большому Чертежу» (1627) Беломорский водно-сухопутный путь указан с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути.
Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру I, при личном участии которого в 1702 году из Белого моря на Онежское озеро, частично волоком, были доставлены два фрегата.
В XIX веке по заказу правительства было проведено несколько исследований территории и разработано несколько проектов строительства судоходного канала.
Проект 1930 года был основан на хорошо проработанных ещё в дореволюционное время проектах.
Канал длиной 227 км — 19 шлюзов, 15 плотин, более 40 дамб, был построен в рекордно короткий срок — 1 год и 9 месяцев, и являлся гордостью первой пятилетки.
Панамский канал длиной всего 80 километров строился три десятка лет.
Строительство велось силами заключённых Белбалтлага. Численность заключённых достигала в 1932 году 125 тысяч человек.
Заключённых, работавших на стройке, называли «каналоармейцами» по аналогии с красноармейцами, употреблялись также слова «штаб», «рота» и т. п.
Клуб Белбалтлага был центром пропаганды, в клубе проходили различные выступления артистов, музыкантов и писателей за ударный исправительный труд.
Это был «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников — рецидивистов и политических врагов».
Беломорканал посетило более 120 писателей и художников — Максим Горький, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Валентин Катаев, Михаил Пришвин, Константин Симонов и др. По результатам была написана 600-стр. памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» под редакцией Максима Горького.
Участники строительства были отблагодарены за самоотверженный труд. 59 тыс. заключенным были сокращены сроки отбывания «мер социальной защиты», 12 тыс., как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, были освобождены. А несколько заключенных были награждены государственными наградами.
В 30-е годы году объём перевозок составлял около 1 млн. тонн в год. В 80-е годы по каналу перевозилось около 7 млн. тонн грузов в год.
В «святые» 1990-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась — до 0,3 млн. тонн грузов в год.
В 2017 году было перевезено уже 6,2 млн. тонн.
Шлюзы
На южном склоне размещены 7 шлюзов, создающих напор 69 метров, причём 6 из 7 шлюзов являются двухкамерными. На северном склоне размещены 12 шлюзов, создающих напор 103 м, из них 7 двухкамерных и 5 однокамерных.
Сразу за Повенцом семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга в долине реки Повенчанки, составляют так называемую «Повенчанскую лестницу». Вместе эти шлюзы образуют Южный (Балтийский) склон канала протяжённостью около 10 км.
Верхние и нижние ворота двустворчатые. Питание камер водой осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, расположенные в верхней и нижней головах шлюза.
Изначально подпорные сооружения, причальные стенки, отдельные части стен шлюзов были выполнены в виде деревянных ряжей, заполненных камнем. Некоторые шлюзы были вырублены в скальном грунте и их стенами являлись естественные скальные породы, облицованные древесиной или выровненные бетоном.
Беломорск
Беломорск (карел. Šuomua — «болотистый край», фин. Sorokka) — известен с XII века как село Сороки в устье реки Выг, при её впадении в Белое море.
Беломорск находится у последнего 19-го шлюза Беломорско-Балтийского канала.
Беломорск является железнодорожным узлом (имеются направления на Мурманск, Санкт-Петербург и Вологду).
У водопада Шойрукша, в низовьях реки Выг, сохранились петроглифы — наскальные изображения людей и животных, сцен охоты и другие (всего около 2000 изображений), относящиеся к VI—V тысячелетиям до нашей эры.
Здесь находится самое древнее в Европе изображение человека на лыжах. Размеры фигур от 3 см до 3 м, размер основного количества фигур 15—60 см.